В соответствии с требованиями законодательства председатель контрольно-счетной палаты Тосненского муниципального района Ленинградской области Нам Н.А. 24 апреля 2025 года на очередном заседании совета депутатов Тосненского муниципального района Ленинградской области представила отчет о деятельности контрольно-счетной палаты Тосненского муниципального района Ленинградской области за 2024 год.
Добрый день, уважаемый Александр Львович!
Уважаемые депутаты, участники заседания, приглашенные!
Представленный вашему вниманию отчет о деятельности контрольно-счетной палаты Тосненского муниципального района Ленинградской области за 2024 год подготовлен в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований».
Представительный орган, как главный орган публичной власти, дает оценку работы органов местного самоуправления по достижению поставленных целей, в том числе и работе органа внешнего финансового контроля, то есть, контрольно-счетной палаты.
В представленном вам отчете содержится информация о всех значимых завершенных в отчетном году контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях.
Наша деятельность основана на принципах законности, открытости, гласности и взаимного уважения. Мы работаем в соответствии с положениями действующего законодательства и в атмосфере полного взаимопонимания с органами власти.
Деятельность контрольно-счетной палаты осуществлялась на основании плана работы.
По ходу представленного отчета отмечены полномочия контрольно-счетной палаты, как органа внешнего муниципального финансового контроля, и указаны мероприятия, которые проводились во исполнение этих полномочий.
В соответствии с утвержденным планом работы в 2024 году проведено 25 контрольных и 50 экспертно-аналитических мероприятий.
Объем проверенных бюджетных средств в 2024 году составил почти 7 миллиардов рублей.
В 2024 году контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями было охвачено 85 объектов.
Отчеты, заключения и иная информация по результатам проведенных мероприятий направлялись в адрес глав муниципальных образований, представительных органов и администраций муниципальных образований.
Контрольно-счетная палата является важнейшим муниципальным органом, активно влияющим на совершенствование бюджетного процесса, повышение финансовой дисциплины, качества и культуры управления объектами муниципальной собственности.
В отчетном периоде контрольно-счетная палата осуществляла контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивая единую систему контроля за исполнением бюджетов.
Так, в рамках предварительного контроля, который направлен на профилактику нарушений, оценивался проект бюджета, проводился анализ проектов нормативных правовых актов, касающихся расходов и доходов бюджета.
Подготовлены и направлены в представительные органы муниципального района и муниципальных образований 122 заключения на проекты решений, а также 69 заключений по результатам экспертиз проектов постановлений администрации Тосненского муниципального района и поселения по муниципальным программам.
В 2024 году контрольно-счетной палатой проведено экспертно-аналитическое мероприятие по теме «Анализ соответствия объема финансового обеспечения муниципальных программ на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов объему бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ, утвержденному решениями о бюджетах муниципальных образований Тосненского муниципального района Ленинградской области (на выборочной основе)».
В ходе данного мероприятия проанализировано 126 муниципальных программ 11-ти муниципальных образований Тосненского муниципального района.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия администрациям муниципальных образований даны предложения, направленные на устранение выявленных недостатков.
В ходе мероприятий по оперативному (то есть, текущему) контролю рассматривались вопросы поквартального исполнения бюджета, устанавливались наибольшие рисковые зоны в управленческих процессах, отмечались отклонения от запланированных показателей и анализировались причины.
В рамках оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения бюджетов в отчетном году подготовлены и направлены в представительные органы 36 заключений.
Для объективности выводов контрольно-счетной палатой запрашивалась дополнительная информация у объектов контроля, исследовались иные данные, полученные из открытых источников.
Отмечается, что в подавляющем большинстве своем объекты контроля конструктивно настроены на диалог и как правило, благодарят за помощь, оперативно реагируют на замечания и устраняют недостатки, корректируя свою деятельность.
В целях последующего контроля исполнения бюджета проведена внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2023 год. С учетом ее результатов подготовлены заключения на годовые отчеты об исполнении бюджетов.
Внешняя проверка проведена в соответствии с требованиями статьи 264.4 БК РФ, в целях установления законности, степени полноты и достоверности бюджетной отчетности.
По результатам проведенной внешней проверки направлены Акты в адрес всех руководителей. Заключения на годовые отчеты об исполнении бюджетов, содержащие рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, направлены в советы депутатов и главам местных администраций.
По результатам проведенных в 2024 году контрольных и экспертно-аналитических мероприятий оформлено 25 Актов, 243 заключения, которые направлены в адрес руководителей объектов контроля и главы Тосненского муниципального района.
Деятельность инспекторского состава контрольно-счетной палаты фокусировалась на причинах и условиях возникновения нарушений, а также на поиске вариантов разрешения проблемных вопросов и выдаче рекомендаций по исключению недостатков.
Концентрировалось внимание на анализе управленческих процессов, их слабых местах, выявлялись пробелы в нормативно-правовом регулировании.
Все нарушения и несоответствия нормам закона группировались в соответствии с утвержденным Счетной палатой Российской Федерации Классификатором нарушений и приведены в Отчете.
Всего в 2024 году в ходе осуществления внешнего муниципального финансового контроля выявлено 556 нарушений:
358 нарушений при формировании и исполнении бюджетов,
59 нарушений требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету,
1 нарушение в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью,
138 иных нарушений,
Выявлено неэффективное использование муниципальных средств более 4,5 млн. руб.
Сравнивая годовые показатели за предыдущий период, многие привыкли видеть, в первую очередь, динамику цифр и рост количества выявленных нарушений, что давно уже не является самоцелью для нас.
Наша задача – предупреждение системных нарушений, своевременное их устранение и неукоснительное соблюдение финансовой дисциплины.
За истекший год в адрес руководителей проверяемых органов местного самоуправления внесено 1 предписание.
На постоянной основе мы осуществляем контроль устранения выявленных нарушений в целях недопущения их в дальнейшем.
Все эти меры, по нашему убеждению, способствуют более результативному использованию бюджетных ресурсов и повышению качества муниципального управления в целом.
По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий подготовлено 122 предложения по устранению выявленных недостатков и нарушений.
В органы местного самоуправления и объектам контроля направлено 93 информационных письма.
Отдельно хотелось бы отметить, что объектами контроля в 2024 году приняты соответствующие решения и меры, направленные на реализацию предложений контрольно-счетной палаты по результатам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Количество выполненных предложений в отчетном году составило 105.
По результатам рассмотрения предписания и информационных писем объектами контроля принято 30 муниципальных правовых актов.
При осуществлении своей деятельности контрольно-счетная палата проводит работу с обращениями граждан.
Так, в 2024 году в контрольно-счетную палату поступило 3 обращения, которые рассмотрены в установленные действующим законодательством сроки. По всем фактам, изложенным в обращениях, инспекторами проведены проверки.
В отчетный период контрольно-счетная палата на постоянной основе взаимодействовала с представительным органом муниципального района и представительными органами муниципальных образований.
Контрольно-счетная палата является членом Союза муниципальных Контрольно-счетных органов, в мероприятиях которого работники контрольно-счетной палаты принимают активное участие.
Взаимодействие с контрольно-счетной палатой Ленинградской области и контрольно-счетными органами муниципальных образований Ленинградской области осуществлялось путем обмена практиками по отдельным вопросам внешнего муниципального финансового контроля.
Контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность при взаимодействии с органом прокуратуры на основании заключенного Соглашения о взаимодействии.
Важной практикой для взаимодействия контрольно-счетной палаты с проверяемыми объектами контроля является рассмотрение результатов проведенных мероприятий, в целях обеспечения снижения количества нарушений посредством разъяснительной и профилактической работы.
Данный формат дает возможность получать обратную связь от объектов контроля, которые, в свою очередь, наряду с принятием комплексных мер по устранению выявленных нарушений, имеют возможность использовать результаты проверок при выработке управленческих решений.
В сети интернет контрольно-счетная палата имеет собственный сайт, на котором систематически размещается и актуализируется информация о проводимых мероприятиях и их результатах, а также информация об организации деятельности контрольно-счетной палаты.
Вся эта работа осуществлялась силами коллектива контрольно-счетной палаты. Совместная работа, усердный труд позволили выполнить намеченный план и достичь тех результатов, о которых было сказано в моем докладе.
Приоритетными направлениями в деятельности контрольно-счетной палаты, по-прежнему, является повышение эффективности ее работы как постоянно действующего органа внешнего муниципального финансового контроля, совершенствование методологического, правового и информационно-технического обеспечения деятельности, расширение взаимодействия с муниципальными образованиями.
Получение конечных результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, практическое оказание помощи объектам контроля в устранении недостатков и нарушений, также будут приоритетными направлениями в работе контрольно-счетной палаты в дальнейшем.
Деятельность контрольно-счетной палаты в 2025 году и последующие годы должна и будет содействовать усилению финансового контроля над использованием муниципальных ресурсов, соблюдением законности, обеспечением эффективности бюджетных расходов, совершенствованию системы управления и повышению результативности решения вопросов местного значения.
Контрольно-счетная палата благодарит представительные и исполнительные органы местного самоуправления Тосненского муниципального района за внимательное и заинтересованное рассмотрение наших материалов, за активное и конструктивное взаимодействие.
Мы открыты к диалогу на принципах уважения и паритета мнений.
Спасибо всем за внимание.